Как сделать витражи на стекле своими руками в домашних условиях? (видео)

 

Как в домашних условиях изготовить витраж Тиффани

Это сегодня технологии остекления достигли таких высот, что окно может быть практически любого размера, формы и цвета, а нашим предкам приходилось ломать голову над заполнением оконных проемов. Так появился витраж – светопроницаемое панно из кусочков цветного стекла или тонких каменных пластин. В этой статье мы рассмотрим, как делать витражи своими руками, которые актуальны по сей день. И не только как вид искусства, но и как возможность разнообразить практически любой интерьер. Рассмотрим:

какие техники изготовления витражей сегодня используются;
способы создания витражей своими руками;
как сделать витраж Тиффани своими руками.

Витражи – разнообразие видов и техник, способы изготовления своими руками

Техники создания витражей

Популярность мозаичных картинок во многом обусловлена возможностью их самостоятельного изготовления различными способами. В зависимости от материалов и технологии это могут быть не только витражи на окна, но и различные элементы декора. Это и плафоны, и дизайнерские цветочные горшки, и вставки в двери, и предметы меблировки, и обрамление межкомнатных арок, и многое другое. Сегодня существует несколько распространенных техник изготовления витражей своими руками.

Пайка

Классика витражного дела. Сюжет по эскизу нужно собирать из отдельных стеклянных фрагментов (витражные смальты), которые фиксируют между собой свинцом, медью, оловом или латунью. Каждая смальта оборачивается кованным или литым «шнурком» и спаивается с остальными.

Витражи – разнообразие видов и техник, способы изготовления своими руками

Сейчас этот способ несколько модифицировали и для окантовки используют мягкую металлическую ленту (фолию) – медную или латунную.

Ярким примером современной пайки являются известнейшие витражи Тиффани, это уже практически имя нарицательное, распространившееся и на саму технику создания витража с использованием фолии.

Сюжеты из разных мелких деталей собирают, спаивают и обрамляют, технология позволяет создавать любые формы, а не только плоские панно.

Фацет

Для витражей используется толстое, от 6 мм, стекло, со всех граней каждого элемента под небольшим углом снимается фаска, что обеспечивает преломление света. Фацетные витражи выполняют из особых сортов стекла – свинцового и поташного, первое тяжелее, но дает сильный оптический эффект, второе легче, но и лучи в нем не так играют. Наиболее зрелищными считаются комбинированные фацетные витражи из стекол обоих видов. В силу толщины и тяжести элементов собирают такие картины только в алюминиевый профиль. Поэтому их второе название – алюминиевые витражи.

Витражи – разнообразие видов и техник, способы изготовления своими руками
Фьюзинг

Более сложная техника, но и витражи можно сделать объемные и более зрелищные, возможно изготовление многослойных картинок или фигурок. Разноцветные стеклянные элементы укладываются согласно сюжету, запекаются и прокатываются, границы фрагментов могут оставаться четкими или наслаиваются, проявляя фактуру рисунка, недостижимую в других техниках.

Травление

Рельеф на стекле образуется в процессе обработки поверхности специальными кислотами, используются трафареты, по контуру которых вытравливают рисунок.

Витражи – разнообразие видов и техник, способы изготовления своими руками
Аппликация (пленочные витражи)

Это не совсем техника создания витражей своими руками, хотя в результате и получается нечто подобное, это способ изготовления имитации с помощью стеклянной или пластиковой основы, разноцветных витражных пленок и специального металлического скотча. Рисунк постепенно создается на основе посредством наклеивания слоя матовой пленки, а контуры изображения обклеиваются скотчем, чтобы дать рельефный узор.

Витражи – разнообразие видов и техник, способы изготовления своими руками
Роспись (заливка)

Тоже имитационная техника, только рисунок не наклеивается, а раскрашивается на стекле своими руками  стекспециальными витражными красками. Роспись получается прозрачнее, а заливка дает более яркие, насыщенные витражи. Контуры в этом случае сначала прорисовываются более толстыми линиями контурной пастой, для придания фактуры, или также обклеиваются скотчем/проволокой. Требует художнических навыков.

Витражи своими руками

Для самостоятельного создания витражей в домашних условиях подойдут не все техники, так как вряд ли у каждого в кладовке завалялись кованные или литые металлические полосы, фаскорез с алюминиевыми профилями или печное оборудование. Теоретически можно достать плавиковую кислоту, но придется дышать испарениями, а гарантировать получение узора, а не ожога, сложно. Поэтому домашним мастерам остается техника Тиффани и две имитации на выбор.

Для витражей Тиффани потребуется определенное оборудование, да и работа это достаточно кропотливая и трудоемкая, росписью же и заливкой можно заниматься любому начинающему витражисту и даже с детьми. Но если Тиффани – это полноценный витраж, который можно вставить хоть в окно, хоть в двери, то имитация классического витража все равно себя выдает, даже если рисунок зеркальный с двух сторон.

Витраж Тиффани

Рассмотрим пайку с использованием фолии, которую можно купить в любом художественном магазине, как способ создать настоящий витраж в технике Тиффани.

Рисунок – выбирая рисунок, стоит избегать слишком сложных линий, их потом не только вырезать из стекла, но и обрабатывать и соединять, лучше остановиться на фигурах с плавными изгибами и для начала из средних размером деталей. Эскиз можно взять из интернета, там масса вариантов узоров в различных техниках с учетом специфики витражной живописи. Можно нарисовать самостоятельно, при условии, что желание подкреплено хотя бы минимальными навыками. Если таковых не наблюдается, лучше воспользоваться типовыми заготовками.

Резка – эскиз переносится на толстый картон и разрезается на детали (пронумерованные). Чтобы осталось место на пайку, контур смальты должен быть глубже контура шаблона на 0,5-0,7 мм. Шаблон прикладывается к стеклу и обводится, а затем из стекла вырезается деталь.

Больше шансов вырезать фигуру, а не испортить стекло, на твердой, ровной поверхности, используя качественный алмазный стеклорез (с криволинейной режущей гранью) и не делая резких движений.

Листовое витражное стекло стоит прилично, чтобы сэкономить, можно воспользоваться старым боем. Перед тем, как приниматься за смальты, желательно потренироваться на резке обычного стекла изогнутыми линиями, чтобы набить руку.

Витражи – разнообразие видов и техник, способы изготовления своими руками

Обработка – грани каждой детали необходимо обработать шлифмашинкой для стекла.

Витражи – разнообразие видов и техник, способы изготовления своими руками

Но это дорогое удовольствие и чаще для доводки смальт используются бруски № 220-240, шириной 12-20 мм, как минимум, квадратный и полукруглый, треугольный нужен для сложных элементов, когда есть изгибающаяся вовнутрь линия.

Бруски должны быть крепкие, подойдут корундовые или гранатовые, песочная присыпка стекло не возьмет.

При шлифовке смальту и брусок опускают в подходящую емкость с водой. После шлифовки каждую смальту по контуру оборачивают фолией, края завальцовывают (разравнивают и прижимают ленту деревяшкой или пластиком). После краев разглаживают торцы и еще раз проходятся по всему периметру.

Витражи – разнообразие видов и техник, способы изготовления своими руками

Сборка – профессионалы рекомендуют нарезать, обрабатывать и укладывать смальты по одной, но это личное дело каждого. Сборку проще выполнять на светокопировальном станке. За неимением можно положить прозрачный лист пластика или толстого стекла между опорами и подсветить настольной лампой. Еще проще, если есть журнальный столик со стеклянной столешницей – тонкая ткань, калька (трафарет) и вперед. Подсветка необходима, чтобы не допустить щелей между смальтами, при укладке их плотно подгоняют друг к другу или к границам узора. Трафарет фиксируют двумя планками – слева и сверху или справа и сверху (для левшей), выкладку начинают с угла, постепенно заполняя весь узор.

Витражи – разнообразие видов и техник, способы изготовления своими руками

Флюсовка – собранный витраж обжимают рейками с оставшихся сторон, следя, чтобы детали не выпирали вверх или в угол, при необходимости довальцовывают кромки, приглаживают и прижимают. В идеале, витраж перебирают заново, чтобы равномерно покрыть флюсом и грани и торцы, но можно и упростить задачу, тщательно пройдясь обильно смоченной кисточкой или ватной палочкой по граням каждой детали. Флюс выбирают полуактивный, с бурой, остатки активного могут с течением времени разъесть переплет.

Пайка – отличается от привычной радиотехнической и оборудованием и способом исполнения.

Для пайки Тиффани нужен особый паяльник, у которого бронзовое никелированное жало (короткое, белого цвета с характерным блеском).

Мощность этого инструмента всего 100 Вт, он нагревает элементы до нужной температуры, но припой к нему не прилипает. Обычные, оловянно-свинцовые припои не рекомендуются, из-за них могут трескаться смальты. Поэтому для Тиффани лучше использовать припои с кадмиевыми присадками (ПОСК-50-18, Авиа-1). Можно обойтись и припоем ПОС-61/61М, но он мягче и не такой прочный.

Паяют Тиффани капиллярным способом в два этапа – сначала по контуру смальты прокапывают расплавом припоя примерно через сантиметр (нитка по ширине как жало), не касаясь деталей паяльником и припоем. За один подход не рекомендуется проходить большой участок, если витраж габаритный. Проходят фрагмент с мужскую ладонь, дают витражу остыть, продолжают, пока не прокапают каждую деталь. Вторым заходом каждый шов пропаивают, накладывая припой по контуру каждой смальты и нагревая, пока он не просочится сквозь шов и не покроет соединение изнутри.

Витражи – разнообразие видов и техник, способы изготовления своими руками

Обрамление – готовый витраж припаивается к профильной рамке, прямоугольной, если это плоское панно, или фигурной, если речь о плафоне или другом элементе декора. Зачищенная и обезжиренная (спиртом) рамка покрывается флюсом изнутри, а витраж по кромке с лицевой и боковой стороны. Раму накладывают на композицию или вставляют композицию в каркас и паяют, как смальты, фрагментами, если остается щель, ее тоже флюсуют и пропаивают.

Промывка – часть изготовления витража, необходимая для удаления остатков флюса, как ни старайся, а собирается он не только в швах, но и на смальтах. Сегодня простейший способ избавиться от этих пятен на этом этапе – обработать витраж губкой, смоченной в средстве для мытья посуды, после чего изделие промывается и вытирается.

Патинирование – если уже браться за Тиффани, стоит раскошелиться на специальное цветное стекло, листовое или бой, так как пленка или краска смотрится все же хуже. А вот патинирование такому витражу не повредит, а только подчеркнет его красоту. Аккуратное нанесение готового состава на переплет выполняется в перчатках и респираторе, а помещение должно хорошо проветриваться. Если напачкали – смело мыть, вытирать и в заключении – аккуратно полировать мягкой тканью. При необходимости металлическое обрамление закрывают декоративной рамкой из дерева или имитации.

Витражи – разнообразие видов и техник, способы изготовления своими руками

Независимо от выбранной техники, витраж, сделанный своими руками, будет не только украшать дом, но и радовать осознанием того, что и вам по плечу древнейшее из искусств.

Упрощенная разновидность витража, но тоже вполне способная оживить дом или сад – на нашем сайте в статье о декорах из керамической плитки. Еще одна возможность оригинально оформить жилище – пробковые обои или бамбуковые покрытия. Это совершенно другая, но не менее интересная тема. В видео можно подсмотреть хитрости профессионального дизайнера.

Какими бывают витражи по технике исполнения и стилю

Для выполнения витража можно выбрать рисунки в различных стилях, как «подёрнутых благородной стариной», так и ультра-современных. Не теряют популярности композиции в готическом, древнеегипетском, индийском стилях. Находят своих сторонников абстрактный, модерн, арт-деко стили, и другие, соответствующие различным эпохам и культурам, направлениям в искусстве.

Витражи имеют богатую историю и выполняются в самых разных стилях

Витражи имеют богатую историю и выполняются в самых разных стилях

Каждый из существующих стилей способен своим сюжетом, формами и цветовым решением отобразить приверженность владельца квартиры или дома к той или иной эпохе. Все стили витражей имеют собственные требования и каноны, которые следует соблюдать при их исполнении.

Долгое время идеальным вариантом считался стиль с классическими рисунками, где выбор сюжетов и материалов был ограничен. В связи с развитием искусства и с появлением новых техник, возможности изготовления витражей значительно расширились. Поэтому вместо спокойных сюжетов классики все активнее стали использоваться экспрессивные цвета и рисунки модерна и абстракции.

Витражи способны сами по себе определять интерьерный стиль помещения

Витражи способны сами по себе определять интерьерный стиль помещения

Достаточно часто мастера в своих произведениях используют несколько стилевых направлений и техник, которые способны оживить и дополнить друг друга, что помогает органично вписать витражи в общий декор дома.

Иногда витраж для отдельного помещения выбирается, как задающий стиль всему интерьеру, в то время, как остальные предметы комнаты являются лишь его дополнением и обрамлением. Таким образом, витражная картина становится центром интерьера.

Если в планы жильцов дома входит декорирование комнат в различных стилях, то витражи способны объединить их в одну композицию. Стеклянные картины, которыми украшены окна, способны создать удивительную цветосветовую особую атмосферу, которая будет меняться в зависимости от интенсивности естественного освещения. Кроме этого, витражом могут быть украшены и фальшь-окна с искусственной подсветкой, которые часто устанавливают в ванных комнатах или на лестничных межэтажных площадках.

Подсвеченный изнутри витраж исполняет роль фальшь-окна

Подсвеченный изнутри витраж исполняет роль фальшь-окна

Однако, прежде чем выбирать стиль витража, необходимо определиться с техникой, в которой он будет выполнен.

Техники исполнения витражей

Как уже говорилось выше, существует множество техник изготовления витражей, но несколько из них можно назвать основными:

Классическая техника

Классическая техника витражей известна со Средневековья. Картины, изготовленные по ней, состоят из фрагментов стекла, имеющих разные оттенки, и установленные в металлические рамки.

Классическая техника выполнения витража отличается высокой сложностью

Классическая техника выполнения витража отличается высокой сложностью

По изготовлению подобный вариант можно назвать самым сложным, и обычно его доверяют выполнить только лишь опытным мастерам-профессионалам. Чтобы сделать такую картину потребуется большое количество различных инструментов, предназначенных для резки и обработки стекла, свари или пауки металлических рамок, а также хорошо освещенное просторное обособленное рабочее место. Все это стоит приобретать и обустраивать только в том случае, если планируется заниматься этим искусством профессионально, так как специальный инструмент стоит недешево. Да и навыки работы, честно сказать, тоже необходимы весьма высокого уровня.

Английская или пленочная техника

Пленочная или английская техника заключается в нанесении на стекло, по заранее подготовленному рисунку, специальной самоклеящейся пленки различных цветов.

Витраж, выполненный по пленочной технике

Витраж, выполненный в пленочной технике

Каждый из фрагментов в таком витраже, после их наклеивания, обрамляется свинцовой лентой. Если стекло с этим витражом будет установлено в межкомнатную дверь, то свинцовую ленту приклеивают с двух его сторон. Свинцовая лента не требует пайки, ее срезанные концы укладывают внахлест друг на друга и прикатывают валиком.

Преимущества пленочной техники заключается в том, что все работы проводятся на цельном стекле, которое не требует резки на отдельные фрагменты и их сложной обработки.

Кроме этого, витраж в английской технике можно изготовить гораздо быстрее, чем классический, и его способен сделать самостоятельно даже начинающий мастер при аккуратном подходе.

«Фьюзинг»

«Фьюзинг» нельзя назвать новой техникой изготовления витражных картин, так как используется она с тех пор, как стало производиться стекло, конечно же, за прошедшее время претерпев значительные усовершенствования.

Очень красивы и оригинальны витражи, выполненные по технологии "фьюзинг"

Очень красивы и оригинальны витражи, выполненные по технологии «фьюзинг»

Название техники «фьюзинг» происходит от английского слова «fusion», что переводится, как смешение или сплав. Именно этот процесс и происходит со стеклом во время изготовления витража подобным методом. В домашних условиях выполнить витраж в этой технике не получится, так как для его изготовления необходимо специальное оборудование для плавления стекла, которое можно обеспечить только при очень высоких температурах.

Витраж, сделанный этим способом, не имеет швов и не требует применения металлических обрамлений.

Процесс создания витражной картины происходит следующим образом:

На прозрачном стекле нужного размера, уложенного на подготовленный лист с рисунком, на специальный клей выкладывается мозаика из кусков цветного стекла.
Далее, эта заготовка отправляется в специальную печь, где и происходит процесс спекания отдельных фрагментов стекла между собой и с основой, на которой они выложены.

Рекомендуем:  Обработка стен перед поклейкой обоев

Технология «фьюзинг» заключается в постепенном нагреве мозаики и ее томлении при температуре в 800 градусов — именно такой уровень необходим для плавления и спекания отдельных кусков стекла между собой. Плавление происходит под строгим контролем, так как нельзя упустить момент готовности изделия, иначе начнется процесс изменения структуры материала — расстеклование, при котором стекло кристаллизуется.

Когда структура витража станет однородной, витраж необходимо охладить.
Затем осуществляется еще один отжиг, то есть нагрев стекла с последующим охлаждением.
«Фьюзинг» включает в себя не только плавление и спекание, но и приемы обработки стекла во время проведения этих процессов. Кроме этого, если желаемый результат не достигнут, то производится постформинг, заключающийся в еще одном нагреве и приданию витражу выпуклой или криволинейной формы.

По окончании работ получается стеклянная картина, из стекла разных оттенков, надежно и герметично спаянных между собой. Эту технику применяют для изготовления витражей, выполняемых в различных стилях, так как она дает практически неограниченные возможности в создании картин любой тематики.

«Тиффани»

Техника витража «тиффани» осуществляется способом, в чем-то схожим с классическим. Для того чтобы сделать картину в этой технике, готовится рисунок-шаблон в натуральную величину в двух экземплярах, один из которых разрезается на отдельные фрагменты, по которым будут вырезаны кусочки стекла разного цвета.

Во многом повторяющая "классику" техника "тиффани"

Во многом повторяющая «классику» техника «тиффани»

Края кусков стекла обрабатываются и шлифуются до гладкости. Затем, каждый из элементов витража окаймляется медной лентой, концы которой спаиваются между собой. Следующим шагом обрамленные фрагменты соединяются между собой по рисунку с помощью оловянной пайки, проводимой мощным паяльником.

В отличие от классической, в технике «тиффани» используется только медная лента, которая намного гибче и устойчивее свинцового профиля и легче поддается заданной деформации, с последующим удержанием формы, что позволяет окаймлять ей даже небольшие детали витража. Благодаря этому технику «тиффани» используют не только для витражных окон, ни и для изготовления множества разнообразных элементов интерьера, например, абажуров настольных ламп и люстр.

Абажур настольной лампы, изготовленный по технике "тиффани"

Абажур настольной лампы, изготовленный в технике «тиффани»

Все детали, «одетые» в медную рамку, после спаивания концов профиля, перед соединением в общую композицию прокатываются валиком, в процессе чего лента обжимает стеклянный фрагмент.

Видео: работа мастера над витражом в технике «тиффани»

Пескоструйная техника

Пескоструйные витражи изготавливаются с применением специального оборудования, подающего под большим давлением струю воздуха с песком.

Узоры, нанесенные по пескоструйной технологии

Узоры, нанесенные по пескоструйной технологии

Создание виражных картин по этой технике производится следующим образом:

Подготавливается прозрачный лист стекла, на поверхность которого накладывается и закрепляется трафарет рисунка.
Открытые участки трафарета обрабатываются песком, подаваемым тонкой струей под высоким давлением. Поверхность от такого воздействия теряет в прозрачности и становится матовой.
После завершения работ трафарет снимается со стекла, и на поверхности остается изысканный воздушный рисунок.

Этот вид витража не требует монтажа каркасов и сложной фигурной резки стекла, а также наклеивания пленки. Но, как уже говорилось, обязательным условием является наличие специального оборудования. При желании, конечно, можно заменить струю песка наждачной бумагой, но в этом случае придется сделать трафарет из тонкого металла, так как картон – непрочный материал, он начнет истираться, и не позволит воспроизвести точный рисунок. Кроме этого, ручная работа займет достаточно много времени., а качество, глубина прорисовки все равно будут уже не те.

Литая техника

Эту нечасто применяемую витражную технику можно назвать одной из наиболее сложных, так как каждый из фрагментов мозаики выдувается или отливается из цветного стекла вручную. В процессе такого штучного изготовления стеклянным фрагментам придается особая задуманная фактура, способствующая тем или иным оптическим эффектам, игре преломления световых лучей, что создает эффект выраженной объемности. Затем фрагменты собираются в единую картину с использованием строительных растворов и металлического армирования.

Витраж, выполненный по литой технике

Витраж, выполненный в литой технике

Изготовить витраж в такой технике в домашних условиях весьма проблематично, так как здесь нужны, помимо оборудования, совершенно специфические технологические навыки обработки стекла. Как правило подобные витражи являются авторскими художественными работами, и в практике частного домостроения практически использования не находят.

Техника травления

Техника создания на стекле рельефного рисунка путем травления предполагает применение плавиковой кислоты, которая имеет способность деструктивно действовать на главный компонент стекольной массы — диоксид кремния.

Техника травления позволяет получать глубокие рельефные рисунки

Техника травления позволяет получать глубокие рельефные рисунки

При нанесении кислоты на стекло, его слои начинают разрушаться. Для того чтобы вещество расплавило только те участки стеклянного листа, которые нужно, наносится трафарет из стойкого к кислотному воздействию материала. Трафареты позволяют создать четкие однослойные или многослойные рисунки на стеклянной поверхности, с выраженным рельефом различной глубины. Чем больше слоев в рельефе, тем он объемнее. При этом кислота наносится на разные участки картины столько раз, сколько слоев предполагает выбранный рисунок. Однослойный витраж выполняется в один прием, и в этом случае нанесение кислоты просто замутняет стекло, делает его матовым и шероховатым.

Браться самостоятельно, не имея практики, за подобную работу – не стоит. Работа со столь сильной кислотой требует предельной осторожности, так как можно запросто кожу или слизистые оболочки. Все операции проводятся в специальном защитном оснащении, в хорошо проветриваемом нежилом помещении, оборудованном соответствующим образом.

Расписной витраж

Техника расписного витража хороша тем, что может имитировать любой другой способ изготовления стеклянной мозаичной картины.

Одна из самых доступных техник - роспись по стеклу

Одна из самых доступных техник — роспись по стеклу

Процесс работы над ним включает несколько этапов:

Изготовление рисунка и подготовка стекла нужного размера.
Стекло укладывают на столе сверху расстеленного рисунка витража.
По рисунку на стекло краской выбранного оттенка наносится контур. Обычно выбирается черный цвет, так как он отлично выделяет элементы рисунка. После завершения этого этапа, краске нужно дать хорошо высохнуть.
Обведенные фрагменты витража расписываются витражными красками.

Как самостоятельно создать витражную картину по этой технике – будет показано ниже в таблице-инструкции. А пока что можно сказать, что это – одна из наиболее доступных технологий в домашних условиях, и к изготовлению подобной росписи можно даже привлечь ребенка – ему будет очень интересно. Да и затраты, по сравнению со всеми другими техниками – минимальны.

Контурная заливная техника

Заливная техника так же, как и расписная, может имитировать любой способ изготовления витража, и с помощью нее можно выполнить картину в самых разных стилях. Подобная технология тоже отлично подходит для новичков, которые решили украсить свой дом витражами. Для того чтобы воспроизвести любое изображение на стекле, необходимо подготовить рисунок и витражные краски, которые обычно выпускаются в тюбиках, имеющих специальный носик – для удобства нанесения и распределения состава по поверхности.

Узор, выполненный по технике контурной заливки

Узор, выполненный в технике контурной заливки

Первое, что нужно сделать — это перенести контур рисунка на стекло, методом обведения. Перед проведением следующих работ необходимо дождаться, пока краска контура полностью просохнет.

После этого пространство внутри контура заливается краской нужного цвета. При необходимости ее распределяют с помощью кисти. Краска заливается достаточно толстым в 1÷1,5 мм, ровным слоем, и по мере высыхания она должна давать гладкую поверхность без художественных мазков. Если по рисунку отдельным фрагментам витража нужно придать объем с помощью цвета, то необходимо приготовить заранее краску разных оттенков, которую заливают на стекло, согласно образцу рисунка.

Необходимо заметить, что существуют и другие техники изготовления витражей. Многие из них включают в себя две или даже более базовых технологий способов, поэтому их можно смело назвать комбинированными. Например, чтобы упростить расписной или заливной метод, вместо красок используется цветная пленка. То есть вначале по рисунку на стекло наклеивается пленка, между фрагментами которой оставляется зазор в 3÷5 мм. Затем это просвет заполняется черной витражной краской, чем создается окантовка отдельных фрагментов общей мозаики.

Ознакомьтесь с мастер классом по трафаретной росписи стен своими руками, а также с фото и видео в специальной публикации на нашем портале.

Стили витражей

Витражи могут быть выполнены в различных стилях, но, выбирая рисунок по этому критерию, следует, безусловно, опираться на оформление всего интерьера, чтобы создать гармоничное сочетание всех элементов.

Стили витражей могут иметь множество подвидов, и из-за этого иногда даже достаточно сложно определить наиболее корректную классификацию рисунка. В этом случае рекомендуется опираться на особенности изображений, цветовую гамму и канонические характеристики.

Античный стиль

В основе античного стиля лежит древнегреческое и древнеримское начало. Уникальность и гармония элементов этих направлений не потеряли популярности в наше время, а, кроме того, многие детали более поздних стилей были заимствованы именно из античного.

Витраж с античными мотивами

Витраж с античными мотивами

Витражи, выполненные в этом стиле, обычно состоят из многочисленных фрагментов, и могут быть выполнены в любой из вышеописанных техник. Если принято решение придерживаться определенного направления, то важным условием является соблюдение характерных особенностей, присущих именно этому стилю:

Рисунок должен напоминать античную мозаику, содержащую греческие орнаментальные элементы — это рисунки амфор, нимф, колонн, пейзажей с архитектурными сооружениями, имеющими детали, характерные для зданий того времени – колоннады, портики, треугольные фронтоны и т.п.
Достаточно часто при изготовлении витражей этого стиля применяются смешанные техники, с применением не только стеклянных фрагментов, но и пленки, керамики, металла и перламутра.
Античные мотивы используются в витражах, устанавливаемых в виде фальшь-окон в ванной комнате, при оформлении стекол межкомнатных дверей, ну и, конечно же, для оконных проемов с естественной подсветкой.

Древнеегипетский стиль

Этот интерьерный и витражный стиль никогда не выходил из моды, с тех пор, как его принес в европейскую культуру Наполеон после своего похода в Египет. Витраж в древнеегипетском стиле с того времени не претерпел особых изменений, сохранив геометрию рисунка и теплую цветовую гамму.

Остаются в моде и древнеегипетские сюжетные темы

Остаются в моде и древнеегипетские сюжетные темы

Характерными для древнеегипетского стиля цветами являются теплые охристые, песчаные, коралловые, оранжевые и желтые оттенки, которые отлично сочетаются с коричневым, насыщенным синим ультрамарином, кобальтом, хаки и травянисто-зеленым, особенно в тех случаях, когда имеют черное обрамление.
В данном стиле используются традиционные древнеегипетские орнаменты, сцены из жизни фараонов, изображения священных животных, а также знаменитые иероглифы.
Для витража этого направления подойдет заливная, «тиффани», «фьюзинг», пленочная, а также классическая техники.

Египетский стиль витражей обычно используется для оформления ванных комнат, балконов или кухонь, и достаточно редко для гостиных или спален, из-за перенасыщенности деталями.

Готический стиль

Готический стиль возник в Западной Европе в период Средневековья, и активно развивался в XII ÷ XV веках. Со временем он становился сложнее, обогащаясь разнообразными элементами и оттенками.

"Холодный" готический стиль

«Холодный» готический стиль

В начальной стадии возникновения стиля на витражах изображались, в основном, картины с религиозными мотивами, а позже стали появляться фигуры символических животных, рыцарские турниры, а также сцены охоты.
Готические витражи имеют глубокие богатые оттенки, такие как темно-зеленый, бордовый, ультрамарин, пурпурный, фиолетовый и черный.
Фрагменты картины обрамляются золотом, патиной или черненой медью, всем тем, что способно подчеркнуть принадлежность данного элемента интерьера к готическим мотивам.
Самые оптимальные техники исполнения витража в стиле готики — это заливной, роспись, «тиффани», классика, пленочная, а также комбинированная.

Нужно сказать, что для обычной квартиры этот стиль оформления интерьера будет мрачноват и не принесет в дом уюта и тепла, так как его скорее можно отнести к холодному монументальному направлению в искусстве. Готический стиль больше подходит для больших залов приемов и высоких потолков католических церквей.

Индийский стиль

Индийский витраж возник много веков назад в качестве украшения оконных проемов для богатых домов Индии. В дальнейшем, как и многие другие стили, он обогатился и несколько разбавился сюжетами и мотивами других стран, но в целом —  сохранил свою самобытность.

Индийский стиль всегда отличается яркостью и разнообразием красок

Индийский стиль всегда отличается яркостью и разнообразием красок

Индийский стиль отличается яркостью красок, которые поднимают настроение — это оранжево-красный, ярко-желтый и зеленый, светло-голубой и другие, будто подсвеченные снаружи солнцем оттенки. В витражах может присутствовать большое количество позолоты.
Индийские витражи включают в себя изображения божеств, находящихся на фоне водной глади, и пышных растительных или горных пейзажей. Самым популярным элементом индийского растительного орнамента является так называемый пейсли — «огурец», который присутствует практически на любой картине этого стиля.

Классика орнаментов в индийском стиле - пейсли или, иначе, "огурец"

Классика орнаментов в индийском стиле — пейсли или, иначе, «огурец»

Для исполнения этого витража используется техника «тиффани», классическая, роспись и заливка.

Стиль модерн

Модерн прочно вошел в моду после художественной выставки, прошедшей в Париже в 1900 году, и, наверное, уже навсегда закрепился среди самых популярных стилей, как в художественном искусстве, так и в архитектурном оформлении.

Витраж в стиле модерн

Витраж в стиле модерн

Основная идея этого стиля — это первичность формы, то есть взят за основу постулат «форма важнее содержания».

Стиль модерн отличается плавными линиями, легкостью, изысканностью и утонченностью. Это может быть морская или растительная тема, а также направление легкой романтики.

На витражах, выполненных в стиле модерн, достаточно часто присутствуют кованые решетки, увитые густой зеленой растительностью с вкраплениями из цветов, или вазоны с установленными в них букетами необычных форм.

Витражи этого стиля выполняются в пастельных спокойных тонах, и поэтому отлично вписываются в любое интерьерное решение, становясь его центром и создавая в комнате атмосферу тепла и уюта.
Витраж может быть выполнен в технике «тиффани», заливки, пленочной или росписи.

Стиль арт-деко

Со временем на смену сложным замысловатым переплетениям растений, кованым решеткам, различным сценам из жизни рыцарей и религиозной тематики пришли более простые формы современных стилей. Одним из них, который многим пришелся по вкусу, является стиль арт-деко.

Арт-деко - преобладание крупных деталей и симметрия рисунка

Арт-деко — преобладание крупных деталей и симметрия рисунка

Появилось это направление в 20-х годах прошлого столетия, и было особо популярно вплоть до 60-х годов. Сегодня стиль арт-деко тоже достаточно часто применяется в оформлении современных квартир и домов.

Рисунки этого витражного стиля отличаются симметричностью расположения элементов, четкостью линий и чистыми цветами, идеально подобранными друг к другу, а также повторяющимся рисунком.
Стиль арт-деко выполняется в любой из вышеописанных техник, так как рисунок обычно состоит из крупных фрагментов, которые могут быть вырезаны из стекла или пленки, а также вытравлены с помощью специальной кислоты или залиты краской.

Витраж в абстрактном стиле

Абстракционизм, как признанный стиль, появился в 1910 году, после представленных на выставке акварелей французских художников. Со временем он вошел в европейскую моду, и его стали применять для изготовления различных элементов для украшения интерьера, в том числе и витражей.

Абстракционистский стиль, наверное, не имеет границ для фантазии автора рисунка

Абстракционистский стиль, наверное, не имеет границ для фантазии автора рисунка

Абстрактный стиль может быть выбран для различных интерьерных решений, так как в нем слилось несколько направлений витражного искусства.

Абстракционизм отличается многочисленностью правильных и неправильных по форме фрагментов, яркостью и сочностью красок, которые придают экспрессию всему помещению, где расположено художественное панно.
Витраж в абстрактном стиле выполняется в технике роспись, «фьюзинг», пленочном и заливки.

Выбрав подходящую для исполнения технику, витраж подобного стиля вполне можно изготовить самостоятельно – пределов для фантазии здесь просто не существует.

Детский витраж

Самым интересным и трогательным можно назвать детский витражный стиль. Разнообразие тем и мотивов детских мотивов дает большой простор для фантазии родителей, а к процессу эскизной подготовки вполне можно привлечь и детей. Чаще всего на подобных витражах изображаются герои любимых сказок и мультфильмов, а также стилизованные животные.

Витражи для детских комнат обычно изображают героев любимых мультфильмов

Витражи для детских комнат обычно изображают героев любимых мультфильмов

Детский витраж должен иметь четкие формы, чтобы ребенку сразу было видно, что на нем изображено. Нужно продумать рисунок так, чтобы он состоял из плавных линий, которые способны сделать картинку мягкой и спокойной, но в то же время яркой, привлекающей внимание.
Витраж можно расположить на часах или встроенном в шкаф зеркале, но не стоит делать его на окне, особенно если квартира расположена выше первого этажа. Окно – зона повышенной опасности, а ребенок даже несознательно будет тянуться к красивому яркому изображению.

Рекомендуем:  Барельеф на стене своими руками: пошаговые действия для начинающих

Настенные часы с витражным оформлением

Настенные часы с витражным оформлением

Кроме этого, в целях безопасности нужно хорошенько продумать технику исполнения картины. Она не должна состоять из отдельных фрагментов стекла, даже если они очень хорошо скреплены между собой. Должны быть полностью исключены острые рельефные выступы.

Картинка не должна быть скучной и неинтересной. Для детских витражей хорошо подойдет пленочная, заливная и расписная техника, а еще лучше, если картина будет нанесена на безопасное синтетическое стекло.

Узнайте, как использовать лепнину в интерьере в различных стилях отделки, в специальной публикации нашего портала.

1

Создание витража в пленочной технике

Способ заключается в том, что на стекло в соответствии с заранее подготовленным рисунком наносится самоклеящаяся пленка разной окраски. Границы каждого фрагмента выделяются свинцовой лентой. Она продается в виде скотча, который имеет слой клея. Технология проста, так как не нужно резать стекло на отдельные куски. Требуется намного меньше времени, чем при использовании классического метода.

Рекомендуем

Настенный кронштейн для телевизора – как изготовить своими рукамиКак изготовить столешницу из искусственного камня своими руками?Формы для искусственного камня – из чего и как изготовить самому?

1.1

Как сделать эскиз будущей композиции

Чтобы приступить к работе, делают рисунок. Обладая талантом художника, выполняют от руки, но большинство распечатывает на принтере. Используются специальные графические программы, доступные в интернете. С их помощью изображение разбивают на части и получают фрагменты требуемого размера.

Для первой работы не стоит брать сложные рисунки с множеством мелких деталей и замысловатых элементов. Доступны еще несколько способов создания эскиза с использованием понравившегося изображения. Его расчерчивают на ровные квадраты со сторонами 10 мм. На большом листе бумаги откладывают размеры стекла, делают такую же, только увеличенную сетку и переносят рисунок.

Если имеется широкое изображение в виде плаката, обводят фрагменты линиями и вырезают по ним. Бумага тонкая, и для удобства дальнейшей работы ее наклеивают на плотный картон небольшой толщины. Готовые детали выкладывают на столе, совмещая по контурам, и склеивают двухсторонним скотчем.

Обязательно нужны копии всех элементов. Один образец укладывают под стекло, по нему будут создавать витраж, а второй послужит шаблоном для вырезания отдельных фрагментов из пленки. Копии делают с бордюром, который шире изображения на несколько миллиметров.

1.2

Как проходит подготовка

Стекло необходимых размеров тщательно обезжиривают средством для мытья посуды, вытирают и дают высохнуть. Укладывают на разложенный по столу рисунок, стараясь сразу попасть правильно, чтобы приклеилось к скотчу. Он предохранит от случайных сдвигов.

Для работы понадобится валик, ракель, монтажный нож для гипсокартона с заменяющимися лезвиями, ножницы. Рынок предлагает витражные пленки, отличающиеся по цене и качеству. Рекомендуется применять английскую RegaLead, но она довольно дорогая, зато не выгорает на солнце.

1.3

Советы по работе с материалом

На фрагмент рисунка накладывают кусок пленки и вырезают. Ее приклеивают к обезжиренному и протертому салфеткой стеклу. Техника изготовления требует проводить операцию максимально быстро, чтобы не успела сесть ни одна пылинка. Если она все же попала, то приподнимают край и удаляют ее ножом. Ни в коем случае не делают этого пальцами: их отпечатки будут видны на поверхности.

Клеящая основа схватывает сразу, но есть некоторое время, чтобы поправить размещение пленки. Один край приглаживают фетровым ракелем, постепенно передвигаются по всей поверхности, удаляя неровности.

Пленка отрезана по шаблону, который имеет размеры на несколько миллиметров шире того, что расположен под стеклом. Теперь, ориентируясь на него, острым ножом отсекают лишнее. Лезвия быстро тупятся, но они устроены так, что непригодные для работы куски отламываются, инструмент опять становится режущим.

Следующие элементы делаются так же. Обрезая излишки по шаблону, не допускают, чтобы соседние фрагменты нахлестывались. Между ними выдерживают расстояние до 2 миллиметров. Зазор необходим, потому что под воздействием тепла материал расширяется и начнет деформироваться, если у него нет свободного места.

1.4

Изготовка обрамления

Самый доступный способ сделать контур – использовать специальный скотч. Он выпускается разных цветов, имитируя драгоценные металлы или медь, матовую или глянцевую. Лента практически полностью состоит из свинца, поэтому очень пластичная, с ней легко работать. Снизу покрыта составом, который хорошо приклеивается к стеклу.

Рамкой обводят все фрагменты рисунка. Стыки везде перекрываются наложением концов скотча друг на друга. Прямые линии обязательно выравнивают. Это делается так:

на полосу прикладывают линейку;совмещают с шаблоном;между ней и лентой проводят ракелем.

Делают сразу, пока клей еще не присох, затем хорошо прикатывают валиком.

Способы монтажа каждого фрагмента и последовательность тщательно продумывают. Добиваются, чтобы оставался открытым только один край, иначе есть риск нечаянно оторвать пленку, если она не закреплена лентой. Специальными прижимами, которые продаются вместе с комплектом принадлежностей для работы над витражом, придают форму всем стыкам. Концы прижимают одновременно. Это избавляет от щелей, куда впоследствии может проникать влага при чистке.

Подобная отделка ленты придает композиции вид настоящего витража. Кажется, что элементы рисунка обрамлены не скотчем, а кованым металлом. Стыки полностью герметизированы, чем обеспечивается долгая жизнь изделия.

Готовую композицию промывают с использованием моющего средства. Его наносят на салфетку и осторожно протирают вдоль свинцовой ленты. У изделия должны быть ровные и очень аккуратные линии. Тогда имитация будет выглядеть, как настоящий витраж, и украсит дом.

Посмотрите видео о росписи стекла в витражной технике своими руками

Выполнение витража акрилом

Итак, начинаем делать витраж на стекле аккуратно и никуда не торопясь.

На заранее подготовленный эскиз выкладывается стекло, края выравниваются, чтобы рисунок находился в нужном месте. Стекло нужно предварительно помыть и обезжирить, для этого можно использовать обычный уксус или спирт.

Чтобы линия, проделываемая контуром, была более тонкой, на него надевается специальный металлический наконечник. При помощи контура рисунок наносится на стекло. Движения должны быть достаточно уверенными, четкими и быстрыми, с легким надавливанием на флакончик. Для того чтобы краска лучше вытекала, а контур был немного объемным, наконечник необходимо держать под большим углом к стеклу. Контур надо наносить достаточно аккуратно, чтобы на рисунке не было разрывов, так как потом его надо будет заливать жидкой краской, и она может расплываться через прорехи.

витраж по стеклу

После того как нанесение основного контура будет завершено, необходимо подождать, пока он высохнет. Потом приступаем к его заполнению. Техника заполнения контура настолько простая, что сделать это можно даже с ребенком. Для этого выбираются необходимые оттенки акриловых красок. При работе нужно помнить, что краски следует наносить на поверхность ровно столько, чтобы не превышать высоту контура. Если краска немного затекла на контур, переживать не стоит, после высыхания она станет прозрачной, и ваш промах будет уже не так заметен.

Делая витраж на стекле своими руками, художники часто желают получить плавные переходы или различные оттенки. Для этого необходимо смешать или растушевать несколько цветов. Это можно сделать обычной зубочисткой. Один из цветов наносится по контуру рисунка, с небольшим распределением к центру. Потом от центра к краям наносится второй цвет, который необходим для смешивания. Затем зубочисткой краска смешивается и выравнивается, чтобы равномерно распределиться по закрашиваемому элементу. Если при нанесении появились пузырьки воздуха, их можно легко убрать той же зубочисткой.

Об эскизах и ножницах

Основа любого витража – поэлементный эскиз. Эскизы витражей выполняются всегда в двух экземплярах. Если они сделаны на компьютере и распечатаны, проблем нет: распечатки абсолютно идентичны.

Однако для большого панно эскиз приходится рисовать вручную, а затем копировать на светокопировальном станке. Несмотря на столь серьезное название, простейший светокопировальный станок – просто лист стекла (который потом сгодится на основу), уложенный на два стула, и лампочка под ним.

Чтобы сделать витраж без ошибок, нужно твердо помнить: сборку ведут по ПЕРВИЧНОМУ, самому точному, эскизу, а копия с него пойдет на шаблоны. Иначе нестыковки неизбежны, а подгонка фрагментов по ходу дела усложняет и портит работу.

Ножницы нужны не простые, а специальные шаблонные, с тремя лезвиями. Третье вырезает полоску шириной 1,76 мм. Перед порезкой вторичный эскиз наклеивают на лист тонкого, но плотного картона (идеальный случай – электрокартон 0,5 мм) и режут уже бумажно-картонную слойку. Иначе при изготовлении фрагментов очень трудно будет обвести контур по мягкой бумаге.

При поклейке будьте внимательны – размокшая от любого клея бумага тянется при разглаживании, а клеить нужно по всей плоскости. Каждый готовый шаблон выверяется по первичному эскизу. Кстати, кусочки обоих эскизов еще до порезки нужно единообразно пронумеровать.

Чем ведется роспись по стеклу и керамике?

«Наиболее актуальными и рассчитанными на долгий срок службы считают нитро-масляные краски, отлично ложащиеся, отлично держащиеся в рисунке на стекле и практически не имеющие недостатков»

Различают заводские и самодельные краски для росписи стекла. Самодельных составов известно 4. Самый простой и нестойкий готовится из анилина и ПВА. Анилин можно смешивать с желатином. Эффект будет ненамного лучше, так как витражная краска быстро выгорит на прямом солнце, однако если надо получить идеального качества мениск – равным ей нет.

рисунок на стекле

Краска для росписи по стеклу

Доставшийся в наследие советско-раритетный рецепт включает клей БФ-2 и пасту из шариковых ручек. Наиболее актуальными и рассчитанными на долгий срок службы считают нитро-масляные краски, отлично ложащиеся, отлично держащиеся в рисунке на стекле и практически не имеющие недостатков.

Готовим ПВА-анилин

Чтобы приготовить ПВА-анилиновую краску для росписи по стеклу и керамике, понадобится подготовить ингредиенты: разбавить вдвое дистиллированной водой 100 мл клеевой основы и растворить, согласно инструкции, порошок анилинового красителя. Полученный красящий раствор процеживается через тонкий капрон. Теперь настало время игры с оттенками. Анилин в клеевую эмульсию добавляется каплями. Проверка насыщенности колера производится на стекле. В недотонированную витражную краску придется добавлять пигмента, в пресыщенную – клеевую эмульсию.

рисунок на стекле

Краски по стеклу можно сделать своими руками

Готовим желатиново-анилиновую смесь

200 мл дистиллята подогревается до 50оC, после чего в нем разводится 6 г обычного желатина. Анилиновую смесь готовят по вышеописанной методике. Краситель в остывший желатин добавляют также каплями под регулярным контролем уровня насыщения им краски. У витражной росписи по стеклу, выполненной таким составом, может быть повышена износостойкость.

рисунок на стекле

Желатиново-анилиновая краска обладает повышенной износостойкостью

После высыхания рисунок на стекле достаточно покрыть бесцветным акриловым лаком. Не пробуйте повторить подобное с ПВА-анилиновыми витражными красками. Они не рассчитаны на подобные изыски и попросту поплывут.

Готовим советскую рецептуру

Требуемое количество БФ-2 растворяется в двойном объеме ацетона. В полученный раствор капельно добавляется стержневая паста. Смесь надо тщательно перемешивать. Получен ли нужный оттенок, также проверяется при помощи стекла.

рисунок на стекле

Краска с стержневой пастой

Готовим нитро-масляный состав

Пропорциональность данной смеси 60х40, где 60%!о(MISSING)бъема займет прозрачный мебельный нитролак, а 40%!о(MISSING)станутся за 647 растворителем. Придавать составу цветность нужно художественными масляными красками. Поскольку это пастообразный состав, то дозируют его, ориентируясь на размер горошины. Хорошенько вымесив, комбинацию проверяют на соответствие оттенка.

рисунок на стекле

Нитро-масляный состав можно покрыть лаком

Роспись по стеклу витражными красками такого типа также может покрываться слоем лака. Это сделает изделие еще более эстетичным.

Готовые краски по стеклу могут быть:

универсальными;
на водной основе;
глянцевыми;
акриловыми;
витражными.

Универсальные

Это краски по стеклу и керамике. Ними также можно расписать фаянс и полистирол, оргстекло и всевозможный пластик. Составы отлично компонуются. Рисунки на стекле долго сохраняют контрастность оттенков и не смываются водой. Не подходят для росписи пищевой посуды.

рисунок на стекле

Универсальные краски не смываются водой

На водной основе

Чаще всего такие краски нужны на роспись стекла, находящегося во влажном микроклимате. Для их фиксации на поверхности требуется обжиг. После такой обработки краскам рисунка на стекле не страшна даже неоднократная механическая мойка в посудомоечной машине. В дополнение ко всему они совершенно нетоксичны, поэтому разрешены в росписи используемой в быту посуды.

рисунок на стекле

Краски на водной основе подойдут для росписи посуды

Глянцевые

Краски можно смешивать между собой. Нарисованные ними картинки отличаются яркостью, глубиной оттенков, приятным блеском. Наносятся в два слоя. Для просушки каждого требуется как минимум два дня. Роспись стекла будет нуждаться в лаковой защите.

рисунок на стекле

Глянцевые краски отличаются яркостью

Акриловые

Быстросохнущие с хорошей адгезией краски, используемые как для создания обычных рисунков, так и в витражной росписи. Чрезвычайно устойчивы. Не выгорают и не тускнеют. Выполненные ними рисунки получаются матовыми. Относятся к категории универсальных, так как красками можно выполнять роспись, как по стеклу, так и по керамике.

рисунок на стекле

Акриловые краски не выгорают и не тускнеют

Витражные

Данный вид красок подразделяются на обжигаемые и необжигаемые.

Обжигаемые

После нанесения, рисунок на стекле должен пройти обжиг в духовке. Это не всегда приемлемо для больших панно, например. Что делать в этом случае? Просто оставить картину сохнуть самостоятельно, убрав ее в укромный уголок. Через неделю вы получите полноценное изделие. Как будет выглядеть такая роспись по стеклу, смотрите на фото. Тут главное не дать расплыться очертаниям картинки, и не смазать линии, ведь необожженные краски будут долго уязвимыми.

рисунок на стекле

Витражные краски с обжигом

Необжигаемые

Эти витражные краски отличаются яркостью, но в технике нанесения более сложны. Выбранные картинки для росписи по стеклу рисуются поэтапно. Вначале прорисовывается контур будущего шедевра, а уже потом заполняются свободные пространства. Это также долгоиграющий, на предмет высыхания, вид витражных красок, причем у каждой вариации будут на это индивидуальные сроки. Роспись по стеклу и керамике защищается слоем лака. Стойкость красок разнится, но какой бы она ни была рисунок, нельзя будет замачивать и уж тем более подвергать механической чистке.

рисунок на стекле

Рисунок на стекле витражными красками

Если посмотреть на примеры росписи по стеклу на фото, то можно видеть, что кроме цветовых пятен на них немало тонких линий. Для их получения в росписи стекла используют маркеры и контуры.

Маркеры

Помогают в прорисовке тонких линий. Водная основа позволяет им не растекаться на глянцевых поверхностях. После нанесения рисунка на стекло, изделие отправляют на обжиг.

рисунок на стекле

Маркеры для стекла

Контуры

Контуры-рельефы имеют вид аппликаторов с узким наконечником, что очень удобно для нанесения тонких ровных линий.

рисунок на стекле

Контуры очень удобны для нанесения тонких линий

к оглавлению ↑

Изготовление витража своими руками

Самыми простыми из всех техник изготовления витражей в домашних условиях, которые доступны для освоения новичками, являются расписная и пленочная. Именно эти техники и будут рассмотрены более подробно.

Создание витража в технике росписи стекла

ИллюстрацияКраткое описание выполняемой операции
вт1Первым шагом идет снятие размеров со стекла, на котором будет нанесен витраж.
По этим размерам необходимо подобрать понравившийся готовый рисунок или же, при достаточном опыте, выполнить его самостоятельно.
Если готовый рисунок берется из интернета, то его распечатывают на обычных листах формата А-4 в любом графическом редакторе, с использованием функции многостраничной печати (для этого отлично подходит, например, приложение Publisher, входящее в пакет MS Office).
Затем фрагменты стыкуются и склеиваются по линиям с помощью скотча, чтобы воссоздался единый рисунок.
вт2В рассматриваемом случае рисунок выполняется самостоятельно, от руки.
При этом важно добиться, чтобы каждая из его деталей была хорошо выделена, границы прорисованы.
вт3На готовый эскиз идеально ровно укладывается стекло, на которое будет переноситься весь рисунок.
Стекло необходимо тщательно обезжирить с помощью спиртового или аммиачного растворов.
вт4Нанесенные составы после очистки поверхности стекла тщательно вытираются, так как «рабочая площадка» не только не должна иметь жирных пятен, но и быть абсолютно сухой.
вт5Следующим шагом все контуры рисунка обводятся на стекле по шаблону, уложенному под ним.
Эти границы наносятся обычно черной краской, так как она хорошо выделяет все фрагменты и делает конечный рисунок более четким. Для витража, как уже говорилось выше, используются специальные витражные краски.
Нанесенный контур должен полностью просохнуть, иначе можно испортить всю проделанную работу, случайно смазав краску при выполнении дальнейших операций.
вт6После высыхания границ переходят к раскрашиванию готового рисунка.
Этот процесс можно сравнить с детской книжкой-раскраской, где каждый из элементов должен приобрести свой цвет. К этому этапу изготовления витража нужно подойти творчески, но и с предельной аккуратностью.
Такое тонирование обычно наносится тонкими кисточками – нанесенные и просохшие ранее границы не дадут краскам растечься.
вт7Цвета должны быть максимально чистыми, яркими, обязательно гармонировать между собой.
Если предполагается придать рисунку особую живописность, то более темные или светлые оттенки лучше всего нанести позже, после высыхания основных, базовых цветов. Иначе может получиться грязь, и вся работа пойдет насмарку.
вт8Готовый витраж должен выглядеть эстетично и аккуратно, а также хорошо гармонировать с интерьерным стилем.
Декорированное таким образом стекло можно будет аккуратно вставить в раму, например, межкомнатной двери, или использовать для оформления мебельных дверец.
Рекомендуем:  Как подобрать шторы к интерьеру – виды портьер и советы по выбору

Создание витража в пленочной технике

Эта техника изготовления витража предполагает использования плёнки и свинцовой ленты. Обычно для плёночной технологии выбираются стилизованные рисунки, имеющие четкие формы – стиль арт-деко. При аккуратном подходе подобный витраж выполнить, наверное, даже легче, чем с использованием красок.

ИллюстрацияКраткое описание выполняемой операции
пл1Чаще всего рисунок для исполнения витража в этой технике распечатывается на принтере, с использованием уже упоминавшихся графических приложений. Так можно получить точные и четкие линии и формы всех, даже самых мелких фрагментов.
Если работа выполняется в первый раз, не стоит брать слишком сложный рисунок с замысловатыми элементами.
Линии рисунка должны иметь ширину около 4÷4,5 мм.
пл2Распечатав рисунок на листах, их аккуратно склеивают между собой.
Все линии должны идеально совпасть, так как от этого зависит эстетичность конечного результата.
пл3Следующим шагом, подготовленное по размеру стекло необходимо тщательно очистить от пыли и грязи, обезжирить с той его стороны, которой оно будет накладываться на рисунок.
Затем, стекло насухо вытирается.
пл4Сухое стекло укладывается на сборный лист с рисунком.
Важно сразу добиться необходимой ровности укладки стека относительно графического рисунка, чтобы работа не пошла с перекосом относительно «холста».
Желательно обеспечить надежную фиксацию стекла, чтобы не случилось случайного сдвига при выполнении дальнейших операций.
Рекомендуется для этого использовать маленькие отрезки тонкого двустороннего скотча (показаны стрелками), разместив из в тех местах, где они не будут мешать рисунку витража.
пл5Для работы нужно подготовить такие специальные инструменты, как валик, ракель с фетровой накладкой, узкий нож со съемными лезвиями, прижим, ножницы, металлические линейки разной длины.
Из материалов потребуется витражная самоклеящаяся пленка разных цветов и специальная свинцовая самоклеящаяся витражная лента подходящего оттенка.
пл6Уложенное на рисунок стекло нужно еще раз хорошо обезжирить и с внешней стороны, спиртовым раствором, а затем насухо вытереть чистой микрофиброй, которая гарантированно не оставит на поверхности мелких волокон.
пл7Далее, начинается работа с пленкой.
Специалисты рекомендуют использовать для монтажа высококачественную пленку английского производства «RegaLead», но она в несколько раз дороже продукции других компаний.
Недорогие же пленки могут быть неустойчивыми к ультрафиолетовым лучам, поэтому способны очень быстро выгореть, если витраж будет находиться на солнечной стороне.
пл8Пленка вырезается для каждого элемента отдельно по его размеру.
Здесь, конечно же, оптимальным вариантом станет организация подсветки рабочего стола снизу. Если таковую сделать нет возможности, то придется вымерять каждый фрагмент линейкой и подгонять по месту.
пл9Пленку отмеряют и вырезают немного большего размера, чем фрагмент рисунка, а корректируют ее края уже после наклеивания.
пл10Перед наклеиванием каждого фрагмента, место, куда он будет наноситься, тщательно протирают (обезжиривают) и сушат микрофибровой салфеткой.
пл11Далее, если фрагмент представляет собой полоску, то с отрезанного куска пленки, с одного его края, начинают снимать подложку.
Край детали закрепляют на стекле, приглаживая ракелем с фетровой насадкой.
Другой край фрагмента натягивается, что дает возможность расположить его точно по линиям рисунка.
пл12Затем, четким и быстрым движением полоса пленки прижимается ракелем к стеклу.
Эту операцию необходимо проводить быстро для того, чтобы даже малейшая пыль не успела попасть на поверхность стекла, иначе эффект аккуратности может быть безвозвратно потерян.
Излишки пленки по краям стекла срезаются острым ножом.
Клей на тыльной стороне пленки схватывается практически сразу, но не в полную силу, поэтому есть возможность поправить неровности, если они случайно создались.
пл13На этом фото хорошо показаны две параллельные полосы, наклеенные на стекло.
Одна из них уже ровно, по линейке, обрезана, а вторая только что наклеена, и ее края еще не обработаны.
пл14Пленка должна находить на черную полосу на 1,5÷2 мм.
Длинная линейка укладывается именно по этой линии, по ней проводят острым ножом, и лишняя часть пленки аккуратно удаляется.
Позднее в ходе работы черные линии рисунка будут закрыты свинцовой лентой, которая наклеивается в последнюю очередь.
пл15В том случае, если под пленку все же попала пылинка, то ее необходимо постараться удалить.
Для этого край фрагмента осторожно приподнимают, отклеив от стекла, и кончиком ножа аккуратно, чтобы не повредить материал, снимают пылинку.
Пальцами эту операцию проводить категорически запрещено, так как отпечатки от них обязательно останутся на клеевом слое пленки, и будут хорошо видны на просвет.
Убрав пылинку, пленку вновь натягивают и прижимают с помощью ракеля.
пл16На этой иллюстрации хорошо показаны два готовых фрагмента будущего витража.
пл17Далее, работа продолжается по тому же принципу.
Если элемент рисунка имеет криволинейную конфигурацию, то его корректировку проводят на месте.
пл18Для этого вырезается фрагмент пленки большего размера, и от него после наклеивания аккуратно отрезаются лишние участки точно по черным линиям рисунка.
Здесь, безусловно, очень важна «набитость руки», чтобы манипуляции ножом были тщательно выверены, и края получались ровными, точно по подложенному шаблону.
пл19Если на задуманном рисунке по соседству располагаются несколько мелких фрагментов разного цвета, то можно поступить двумя способами.
В первом случае, вся разноцветная зона закрывается пленкой одного цвета, а затем вырезаются лишние фрагменты.
Так можно существенно выиграть в скорости изготовления витража, но проиграть в расходе материала.
пл20Можно поступить и по-другому, более профессиональным способом, когда каждый фрагмент рисунка накрывается отдельным кусочком пленки и вырезается отдельно.
Здесь достигается экономия материала, но работа, особенно при отсутствии опыта, займет больше времени, а кроме того, высока вероятность допустить ошибку.
Поэтому, если выбирается второй способ работы, на отдельные элементы наклеивается фрагменты пленки несколько большего размера.
пл21Резы также производятся по черным линиям рисунка-шаблона.
Ни в коем случае нельзя допускать того, чтобы оставались нахлесты пленок соседних фрагментов, так как при повышении температуры материал имеет свойство расширяться, и при отсутствии зазора между отдельными элементами мозаичного рисунка, на поверхности может появиться деформация. А со временем пленка и вовсе начнет отслаиваться от стекла.
Поэтому между фрагментами должен оставаться зазор 1,5÷2 мм.
пл22Остальные части рисунка вырезаются и фиксируются на стекле по такой же методике.
пл23На иллюстрации можно хорошо рассмотреть, как наклеиваются элементы, имеющие сложные лекальные формы.
пл24Когда пленкой будут заполнены все цветовые фрагменты, переходят к наклеиванию свинцовой ленты.
Этот материал для обрамления может быть разного цвета — производится лента под золото, серебро, медь с разнообразными промежуточными оттенками.
Свинцовая лента может быть матовой или глянцевой, она пластична, так как состоит на 98÷99%!и(MISSING)з чистого свинца, поэтому легко принимает любую заданную форму, и с ней очень комфортно работать.
Нижняя часть этого витражного материала также покрыта специальным клеевым составом, который имеет отменную адгезию со стеклом.
пл25Лентой обрамляется каждый фрагмент витража.
При стыковке нескольких линий ленты в одной точке, края должны быть перекрыты, то есть если надрезы выходят на край всей композиции, то они перекрываются обрамляющим весь край отрезком.
В средней части рисунка края ленты также должны перекрывать друг друга.
После приклеивания лента тщательно прикатывается сверху валиком.
пл26Прямые линии витража, обрамленные свинцовой лентой, обязательно следует выровнять с помощью линейки и ракеля – этот процесс нужно провести сразу, пока клей не еще просох.
пл27Несложный способ выравнивания прямых линий позволяет сделать их идеально ровными.
Для этого к полосе приклеенной ленты прикладывается линейка, устанавливается точно по шаблону, а затем между линейкой и лентой проводят углом или ребром ракеля, который и окончательно установит ленту на заданное место.
пл28Как уже говорилось выше, каждый из краев ленты должен перекрываться следующим наклеенным отрезком.
Например, если обклеивается круглая зона с фрагментами, то для этого берется цельный кусок и, после выкладки окружности, один край ленты накладывается на другой, а затем прикатывается валиком.
Обрезанные края должны быть закрыты для того, чтобы во время проведения уборки случайно не задеть и не отклеить какой-нибудь из них.
Поэтому рекомендовано тщательно продумать заранее, какой из фрагментов, куда и когда приклеить. Нужно постараться распланировать очередность наклеивания таким образом, чтобы в завершении работ, остался всего лишь один открытый край ленты.
пл29После этого вся приклеенная лента прикатывается с помощью валика.
пл30Далее, с помощью специального прижима, который обычно входит в комплект принадлежностей для создания витражей, нужно пройтись по всем стыкам, прижимая полосы ленты друг к другу.
Это проделывается во избежание образования щелей с последующим попаданием в них в процессе эксплуатации влаги или моющих средств.
пл31Прижимается лента с двух сторон стыка, что, кстати, придает общей композиции естественность настоящего витража – получается визуальный эффект «кованого соединения».
Полная герметизация стыков и перехлестов обеспечит максимально долгую службу созданного витража.
пл32После этого витраж нужно осторожно обработать моющим средством, но наносить его нужно не на стекло с готовым рисунком, а на салфетку из микрофибры.
Протирается витраж очень аккуратно, по направлению только вдоль свинцовых лент, во избежание их сдвига, так как клей еще полностью не полимеризовался.
пл33Далее, из-под стекла можно удалить шаблон-рисунок.
пл34Готовый витраж должен иметь ровные линии и быть очень аккуратным.
Только в этом случае он будет смотреться эффектно и станет полноценным украшением помещения, притягивающим взгляд центром дизайнерского оформления интерьера.

Если для изготовления будет выбрана одна из простых техник, то освоить их можно достаточно быстро. Однако, прежде чем начинать делать чистовой вариант витража, необходимо немного потренироваться, чтобы хотя бы немного «набить руку». Возможно, этот творческий процесс сможет кого-то увлечь настолько, что после выполнения одной картины на стекле, начинающему мастеру захочется заниматься этим делом профессионально.

2

Особенности техники заливной композиции

Если смотреть на подобное изделие спереди, схожесть с настоящим классическим исполнением очень большая. Это связано с особенностями прохождения света сквозь стекло, игрой красок. Чтобы композиция была выразительной, границы бордюра выполняют темными и одновременно блестящими.

2.1

Приготовление контурной пасты

Можно применить свинцовую ленту в качестве бордюрной. Но лучше в такой технологии выглядит обрамление из пасты, приготовленной своими руками. Понадобится клей ПВА для посуды, качественная черная тушь (производства Голландии) и краска-серебрянка.

Рецепт приготовления:

в емкость наливают 50 мл ПВА;вводят 25 мл туши и хорошо размешивают;небольшими порциями добавляют серебрянку (всего 35 г);добиваются однородного сметанообразного состояния.

Чтобы изготовить для витражных композиций имитацию латунного переплета, серебрянку заменяют бронзовой пудрой.

Паста готовится небольшими порциями, она долго не хранится. Используя, ее все время помешивают, ведь порошок всплывает. Состав обильно набирают на кисточку и наносят по линиям, чтобы ложился, подобно колбаске. Новичку удобнее пользоваться малым кондитерским шприцем.

2.2

Какие краски применяются?

Заливку для витража готовят самостоятельно. Известно четыре вида:

из ПВА и анилина – простые, но недолговечные;паста из шариковых ручек, размешанная с клеем БФ-2;желатин с анилином – малая прочность, выгорают, но очень привлекательно выглядят;из нитролака и художественной краски.

По первому рецепту клей разбавляют дистиллированной водой, которой берут в 2–3 раза больше. Анилин, применяемый для окрашивания тканей, готовят, согласно инструкции, которая находится на упаковке. Процеживают и несколько капель вводят в ПВА. Проверяют на стекле колер. Если светлый – добавляют пигмент, темный – эмульсию.

Изготовление краски из БФ-2 и пасты, применяемой в шариковых ручках, позволяет получить яркие, стойкие цвета. Вот только третью составную часть найти трудно – это ацетон, который ничем не заменить. Его берут в два раза больше клея, и в раствор понемногу добавляют пасту до образования нужного колера.

По третьему рецепту берут 6 г желатина и распускают в подогретой дистиллированной воде. После остывания добавляют анилиновый краситель, проверяют колер описанным выше способом. Чтобы меньше выгорала, поверхность, когда она высохнет, покрывают лаком.

Самый надежный и красивый вариант для заливного витража в домашних условиях получается из нитролака (мебельный прозрачный) и растворителя 647 в соотношении 6:4. Из тюбика масляной художественной краски вылавливают горошину и разводят в составе. Проверяют колер, если требуется, добавляют еще.

2.3

Заливка по стеклу

Последовательность изготовления заливного витража:

1. Стол или щит обтягивают мягкой тканью. Уровнем проверяют его горизонтальность, подправляют при необходимости. Размещают трафареты, скрепляют двойным скотчем, чтобы не сдвинулись.2. Обезжиривают изнанку стекла, укладывают на эскиз. Верхнюю часть тоже обрабатывают моющим средством для посуды, протирают салфеткой. Работают в новых тканевых перчатках, чтобы не оставалось следов от пальцев.3. Из пасты делают тоненькие колбаски, укладывают по контуру фрагментов, скрепляют со стеклом посудным клеем ПВА. Бордюры приплющивают и сутки просушивают.4. Заполняют ячейки красками одного цвета и оставляют на время. Если где-то протечет, сухие потеки легко снимаются лезвием. Постепенно переходят на другие фрагменты, сушат сутки.

Заливают, применяя кисточку или кондитерский шприц. Бордюра при работе не касаются, краска сама должна расплыться по поверхности. При жидковатом колере процедура повторяется.

Следят, чтобы по центру не было излишка или мало пигмента. Пятно нарушает прохождение света, если подобных дефектов много, композиция выглядит неряшливой. Ошибки исправляют сразу.

Технологий изготовления витражей существует гораздо больше. Представленные относятся к самым простым. Начинающие мастера должны иметь художественный вкус, хороший глазомер, твердую руку и быть предельно аккуратными. Даже мелкие ошибки, почти незаметные в отдельности, накапливаясь, портят вид изделия.

Сразу браться за большую композицию не стоит. Сначала тренируются на маленьких, применяя понравившуюся технику. Когда станет заметно, что удается избежать ошибок, принимаются за объемный витраж. В этом искусстве, кроме знаний, требуется сноровка и тренировка

Фото
Array Array Array Array

Краски для витражей

Существуют специальные краски, предназначенные именно для выполнения работ по стеклу. Некоторые из них рассчитаны на последующий обжиг изделия, а некоторые нет. Обжигать или не обжигать? Ответ на этот вопрос зависит от предназначения изделия, условий его последующей эксплуатации, а так же от технических возможностей (и обжег бы, да печки нет).

Читайте также:  Приточный клапан на окно: преимущества установки, особенности конструкции, виды, критерии выбора

Хороший производитель обязательно снабдит тюбики с краской дозаторами, с помощью которых удобно будет их наносить.

Существуют кроме того специальные контуры для витражей. Это краска очень густой консистенции, которая наносится по границам отдельных частей витража и имитирует свинцовые швы.

Другие виды витражей

Витраж на стекле с помощью красок является самым простым для выполнения в домашних условиях, однако существуют и другие виды и способы такой работы.

витраж на стекле двери

Самые распространенные из них: классический паяный витраж;витраж Тиффани;фьюзинг;матированный витраж;витражи Plastic Lead;витражи, выполненные в технике кастинг;пленочный витраж, выполненный по технологиям SGO;фацетный витраж;моллирование;комбинированный витраж;витраж, выполненный травлением;лазерная гравировка.

Если вы решили украсить стекло витражом, то прежде чем приступать к основной работе, потренируйтесь на небольших стеклах, так сказать, набейте немного руку.

Делаем простой витраж

Видео

Похожие статьи:

Резьба по дереву: изучение технологии, рекомендации по применению в дизайне интерьера и экстерьере дома

Схемы и шаблоны лоскутного шитья для начинающих

Техника скрапбукинг в создании открыток своими руками

Автор: Михаил Бонд

Рейтинг:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд

Загрузка…

Понравился пост? Поделись с друзьями!

Источники:
  • https://derevyannie-doma.com/materialy/kak-sdelat-vitrazhi-na-stekle-svoimi-rukami-v-domashnih-usloviyah.html
  • https://stroyday.ru/stroitelstvo-doma/interernoe-oformlenie-doma/vitrazh-na-stekle-svoimi-rukami.html
  • http://obustroen.ru/remont/dizain/vitrazhi-na-stekle-svoimi-rukami.html
  • https://nastroike.com/dom-i-dacha/521-vitrazh-v-domashnikh-usloviyakh-svoimi-rukami-rospis-po-steklu-i-nalivnaya-tekhnika
  • http://fb.ru/article/146630/vitraj-na-stekle-svoimi-rukami-kak-narisovat-vitraj-na-stekle
  • https://vopros-remont.ru/obshhie-voprosy/kak-sdelat-vitrazh/
  • https://yellowhome.ru/2017/11/13/rospis-po-steklu-vitrazhnymi-kraskami/

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector